Мысли о монетарной политике и нулевой нижней границе процентной ставки 
       
     Краткое содержание речи президента Бостонского ФРБ Эрика Розенгрена на конференции «Текущая монетарная политика: Влияние Марвина Гудфренда» 
		 6 марта 2020г.
		 
Назад к Речам-2020 
		
       | 
    
    
 1.	Экономист Марвин Гудфренд (Marvin Goodfriend) предвосхитил многие вызовы для монетарной политики гораздо раньше, чем центральным банкам пришлось с ними столкнуться. 
Цитата: «Марвин продемонстрировал умение гибко мыслить задолго до того, как США пришлось столкнуться с краткосрочными ставками, приближающимися к нулю. Во многих отношениях он предвосхитил многие действия, к которым центральные банки пришлось прибегать во время финансового кризиса 2007-2008 годов». 
2.	Гудфренд предположил, что отрицательные процентные ставки могут быть эффективным инструментом в некоторых ситуациях, но Розергрен относится к этому скептически, говоря, что опыт Европы и Японии демонстрирует, что побочное неблагоприятное действие может быть весьма значительным. 
Цитата: «По-моему, отрицательные процентные ставки ставят экономику в невыгодное положение при восстановлении от спада. … Я рассматриваю недавний опыт стран с отрицательными ставками как свидетельство того, что такая политика не будет особенно успешной для стимулирования экономической деятельности. … Также, нам нужны достаточно здоровые банки, чтобы обеспечивать кредит и ликвидность в трудные времена для экономики».
 
3.	Гудфренд предвидел, что равновесная реальная процентная ставка может упасть до очень низкого уровня. Это существенно уменьшает пространство для маневра, в котором может оперировать монетарная политика, прежде чем упрется в эффективную нижнюю границу.
   
Цитата: «Если экономическая реакция на коронавирус приведет к тому, что ставка на (федеральные) фонды упадет до своей эффективной нижней границы, [наблюдаемая] повышенная чувствительность ставки 10-летних казначейских облигаций к неблагоприятным новостям повышает вероятность того, что ставка 10-летних казначейских облигаций упадет вслед за ней. … В результате у ФРС останется мало оперативного пространства, чтобы снижать ставки посредством крупных закупок долгосрочных казначейских облигаций (как она делала во время и после Великой Рецессии), если в этих обстоятельствах случится рецессия. Такая ситуация поставит перед монетарными властями проблемы, которых не было во время Великой Рецессии». 
 
4.	В ситуации, когда и краткосрочные процентные ставки, и ставки по 10-летним казначейским облигациям приближаются к нулевой нижней границе, важным фактором может стать разрешение Федрезерву покупать более широкий диапазон активов. 
Цитата: «В таком случае, как Марвин Гудфренд писал в своей статье от 1999 года, мы должны разрешить центробанку покупать более широкий круг ценных бумаг или активов. Такая политика, однако, потребовала бы изменений в Закон о Федеральной Резервной Системе (Federal Reserve Act). … В качестве альтернативы можно было бы создать специальную компанию, которая могла бы покупать более широкий круг активов, при условии, что Минфин согласился бы предоставить освобождение от налоговой и прочей ответственности».
 
5.	В условиях низких ставок альтернативой использованию монетарной политики для стимулирования экономики во время спада должна стать опора в большей степени на фискальную политику. 
Цитата: «К некоторому удивлению, не заметно большого движения в сторону увеличения роли [фискальных] автоматических стабилизаторов, или подготовки к инвестированию значительно больших средств в те виды общественных инвестиционных проектов, которые дают положительную отдачу».
 
6.	Власти, имеющие дело с текущими вызовами времени, должны стремиться к проявлению той же смелости и того же воображения, которые демонстрировал Марвин Гудфренд два десятилетия назад. 
Цитата: «В 1999 году Марвин Гудфренд был способен рассматривать то, чего не случалось в ближайшем от него прошлом, и выдвигать смелые альтернативные решения. В следующие несколько лет такая смелость и прозорливость потребуются всем монетарным и прочим властям, если нам предстоит выработать ответ и реакцию на крупное неблагоприятное шоковое воздействие на экономику». 
 
	Наверх 
	
	
    
       |