Отчет о мерах по поддержке экономики

председателя Совета Управляющих ФРС США Джерома Пауэлла перед Комитетом по финансовым услугам Палаты Представителей Конгресса США
30 июня 2020г.

Назад к Речам-2020

Председатель Уотерс, конгрессмен МакГенри, другие члены Комитета, спасибо за возможность выступить сегодня и обсудить чрезвычайные вызовы, стоящие перед страной, и меры, которые мы принимаем.

Мы встречаемся в то время, когда пандемия продолжает причинять огромные трудности и лишения людям, отбирая жизни и средства к существованию как в нашей стране, так и во всем мире. Это глобальный кризис здравоохранения, и мы благодарны нашим профессионалам-медикам за самый главный вклад, и нашим работникам жизненно-важных отраслей за то, что обеспечивают наши ежедневные потребности. Эти самоотверженные люди рискуют собой каждый день, служа отечеству и своим согражданам.

Начиная с марта, вирус и энергичные меры по его сдерживанию вызвали резкий спад экономической активности и всплеск безработицы. Показатели расходов и производства упали в апреле, а снижение реального ВВП во 2 квартале, вероятно, будет крупнейшим за все время наблюдений. Приход пандемии вызвал огромное напряжение на некоторых жизненно-важных финансовых рынках, затруднив поток кредита в экономику и угрожая еще больше ослабить экономическую активность и увеличить потерю рабочих мест.

Правительство отреагировало быстрыми и энергичными действиями, включая принятие Закона о помощи и экономической безопасности во время коронавируса (Закон о помощи). Такая прямая поддержка не только помогает семьям и бизнесу, но и ограничивает долгосрочный ущерб для экономики.

По мере начала открытия экономики, входящие данные начинают свидетельствовать о подъеме экономической активности: многие предприятия открывают двери, ускоряется набор на работу сотрудников, и увеличиваются потребительские расходы. Занятость выросла и потребительские расходы в мае резко выросли. Мы вошли в важную новую фазу, причем раньше, чем ожидалось.

Хотя это долгожданный разворот в экономике, он также представляет собой новый вызов – а именно, держать вирус под контролем.

Тогда как последние экономические данные подают некоторые позитивные сигналы, мы помним, что более 20 млн американцев потеряли работу, и что страдания не ыли распределены равномерно. Рост безработицы был особенно резким в сфере низкооплачиваемой работы, а также для женщин, афроамериканцев и латиноамериканцев. Уровень страданий трудно выразить словами, жизнь людей полностью изменилась, причем перед лицом большой неопределенности в будущем.

Выпуск продукции и занятость остаются существенно ниже, чем до пандемии. Путь вперед для экономики чрезвычайно неопределен и будет по большей части зависеть от того, удастся ли нам сдерживать распространение вируса. Полное восстановление вряд ли возможно до тех пор, пока люди не будут уверены, что заниматься широким кругом видов деятельности безопасно.

Путь вперед будет также зависеть от политических решений, принимаемых на всех уровнях правительства для обеспечения помощи и поддержки восстановлению столько времени, сколько потребуется.

Реакция Федрезерва на эти чрезвычайные события опиралась на наш мандат – обеспечение максимальной занятости и стабильных цен для американского народа, а также на нашу роль в поддержании стабильности финансовой системы. Наши действия и программы напрямую поддерживают кредитование домохозяйств, бизнеса любых размеров и местных органов власти. Эти программы помогают всему населению посредством предоставления кредита там, где его по другому не найти, помогая работодателям не увольнять работников, и позволяя потребителям продолжать делать расходы. Во многих случаях, играя роль гаранта на ключевых финансовых рынках, программы помогают увеличить готовность частных кредиторов давать займы и облегчать финансовые условия для семей и бизнес во всей стране. Принятие Закона о помощи Конгрессом было критически важно, т.к. позволило Федрезерву и Казначейству создать многие из таких программ кредитования. Мы абсолютно готовы использовать эти программы, а также и другие инструменты, чтобы сделать все в наших силах для обеспечения стабильности, обеспечения как можно более энергичного восстановления, и для ограничения длительных негативных последствий для экономики.

Рассказывая о наших действиях, я начну с монетарной политики. В марте мы снизили нашу монетарную ставку практически до нуля, и мы ожидаем сохранения этой ставки до тех пор, пока мы не будем уверены, что экономика вышла из кризиса и на пути к нашим целям максимальной занятости и ценовой стабильности. Кроме этих шагов, мы предприняли энергичные меры в четырех областях: операции на открытом рынке для восстановления функционирования рынка; действия по улучшению ситуации с ликвидностью на рынках краткосрочного финансирования; программы, в координации с Казначейством, по более прямому кредитованию домохозяйств, бизнеса и местных органов власти; и меры стимулирования банков с тем, чтобы они использовали свои существенные буферные капиталы, накопленные за последнее десятилетие, для поддержания экономики в это трудное время.

Теперь позвольте обратиться к операциям на открытом рынке. По мере возрастания напряженности и неопределенности в середине марта, инвесторы стали быстро перекладываться в деньги и краткосрочные правительственные бумаги, и рынки казначейских ценных бумаг и ипотечных бумаг квази-государственных агентств (MBS) стали испытывать напряжение. Эти рынки критически важны для общего функционирования финансовой системы и перенесения монетарной политики на экономику в целом. В ответ Федеральный Комитет по открытым рынкам стал покупать казначейские ценные бумаги и MBS в количествах, необходимых для поддержания бесперебойного функционирования рынка. Эти покупки существенно улучшили рыночную ситуацию, и в начале апреля мы стали постепенно сокращать темпы наших покупок. Для поддержания бесперебойного функционирования рынка и, тем самым, эффективного перенесения монетарной политики на широкие финансовые кондиции, мы будем покупать казначейские ценные бумаги и MBS в ближайшие месяцы по крайней мере текущими темпами. Мы будем тщательно отслеживать события и готовы корректировать наши планы по мере необходимости.

В условиях напряжения и неопределенности середины марта, и по мере того, как все более пессимистичные перспективы стали вырисовываться для экономики, инвесторы стали проявлять больше осторожности в отношении риска и избавляться от долгосрочных и более рисковых активов, а также от некоторых паевых фондов взаимных инвестиций денежного рынка. Чтобы способствовать стабилизации рынков краткосрочного финансирования, мы удлинили сроки и снизили ставку на займы из дисконтного окна для депозитарных организаций. Совет Управляющих также создал, по согласованию с Казначейством, Программу кредитования первичных дилеров (PDCF), согласно нашим полномочиям в условиях чрезвычайных ситуаций по разделу 13(3) Закона о Федрезерве. В рамках PDCF Федрезерв кредитует первичных дилеров под качественный залог; с учетом, что первичные дилеры являются критически важными посредниками на рынках краткосрочного финансирования. Подобно крупным покупкам казначейских ценнных бумаг и MBS, которые я упоминал ранее, эта программа помогает восстановить нормальное функционирование рынка. Кроме того, согласно пункту 13(3) Закона и совместно с Казначейством, мы создали Программу финансирования коммерческих бумаг, или CPFF, и Программу ликвидности паевых фондов денежного рынка, или MMLF. Миллионы американцев инвестируют свои сбережения в эти рынки, а работодатели используют их, чтобы обеспечить краткосрочное финансирование для выплаты зарплат и поддержания своей операционной деятельности. По обеим этим программам Казначейство предоставляе капитал, чтобы защитить Федрезерв от убытков. После объявления и начала работы этих программ показатели этих ынков существенно улучшились, а быстрый отток средств из безналоговых фондов и фондов «прайм» прекратился.

В середине марта зарубежные рынки финансирования в долларах США также испытывали стресс. В ответ Федрезерв и несколько других центральных банков объявили о расширении и увеличении своп-линий долларовой ликвидности. Дополнительно Федрезерв создал новую временную программу операций репо с казначейскими бумагами для зарубежных монетарных властей. Эти действия помогли стабилизировать глобальные рынки долларового финансирования, и продолжают поддерживать бесперебойное функционирование рынков казначейских бумаг и других финансовых рынков, а также общую экономическую ситуацию в США.

Когда стало понятно, что пандемия значительно ослабит экономику стран во всем мире, рынки долгосрочного долга также стали испытывать напряжение. Стоимость кредита резко выросла для эмитентов корпоративных облигаций, муниципального долга и ценных-бумаг, обеспеченных активами (ABS), а именно обеспеченных потребительскими кредитами и кредитами малому бизнесу. По сути, кредитоспособные домохозяйства, бизнес и местные власти не могли кредитоваться под разумный процент; другие условия также были ужесточены; а это грозило еще большим снижением экономической активности. Кроме того, малый и средний бизнес, который традиционно полагается на банковское кредитование, стал нуждаться в больших объемах финансирования, по мере того, как меры по борьбе с вирусом стали вынуждать их временно закрываться или ограничивать деятельность, что значительно сократило выручку.

Для поддержания долгосрочного финансирования, которое является критически важным для экономической активности, Федрезерв, в сотрудничестве с Казначейством и использую капитал, предоставленный для этой цели согласно Закону о помощи, объявил о создании ряда чрезвычайных программ кредитования по разделу 13(3) Закона о Федрезерве.

23 марта Совет Управляющих объявил, что будет поддерживать потребительское и коммерческое кредитование посредством создания Программы срочного кредитования под ценные бумаги, обеспеченные активами (TALF). TALF уполномочен выдать до $100 млрд кредитов и защищен капиталом $10 млрд по Закону о помощи. Эта программа кредитует под ценные бумаги высшего кредитного качества, обеспеченные автокредитами, карточными кредитами, другими потребительскими и коммерческими кредитами, коммерческими ипотечными ценными бумагами и другими активами. TALF поддерживает доступ к кредиту для потребителей и бизнеса, и обеспечивает ликвидностью широкий рынок ABS. По программе первые займы были выданы 25 июня, и на сегодня выдано $252 млн. С тех пор, как было объявлено о TALF,спреды по ABS значительно сократились. Таким образом, программа может быть использована сравнительно в небольших масштабах, в основном служа гарантией того, что кредиторы имеют доступ к фондированию, что придает им уверенности при кредитовании домохозяйств и бизнеса.

Для удовлетворения потребности в кредите крупных работодателей Федрезерв также создал Программу корпоративного кредитования на первичном рынке (PMCCF) и Программу корпоративного кредитования на вторичном рынке (SMCCF). Эти программы в основном покупают облигации, эмитируемые компаниями США, имевшими инвестиционный рейтинг на 22 марта 2020г. Эти две программы имеют совокупный объем до $750 млрд и гарантируются капиталом $75 млрд по Закону о помощи. Окончательные условия и операционные детали PMCCF были объявлены 29 июня, и программа теперь полностью готова покупать вновь выпускаемые корпоративные облигации и синдицированные займы, служа гарантией для бизнеса, желающего рефинансировать существующие кредиты или получить новое финансирование. SMCCF покупает уже выпущенные корпоративные облигации и акции торгуемых на бирже фондов (ETFs), занимающихся корпоративными облигациями, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование вторичного рынка. SMCCF дополняет PMCCF, так как улучшение функционирования вторичного рынка по SMCCF облегчает доступ компаниям к рынкам облигаций и займов на разумных условиях. SMCCF начала покупки ETF 12 мая. В этом месяце программа начала постепенно сокращать покупки ETF, и переходит к покупке широкого и диверсифицированного портфеля отдельных корпоративных облигаций, чтобы более непосредственно обеспечивать бесперебойное функционирование и рыночную ликвидность на вторичном рынке. Объемы покупок привязаны к функционированию рынка, и сейчас находятся на очень низком уровне. Пока по программе куплено около облигаций и акций ETF на сумму примерно $10 млрд.

Вслед за объявлением о двух программах корпоративного кредитования ситуация на рынке корпоративных облигаций значительно улучшилась. Кредитные спреды по бондам с инвестиционным рейтингом в основном отыграли то расширение, которое произошло в феврале-марте, и эмиссия новых выпусков облигаций на первичном рынке также выросла. На вторичном рынке ликвидность улучшилась, и к середине апреля отток из паевых фондов и ETF, специализирующихся на корпоративных облигациях, прекратился, и начался приток (сноска 1).

Федрезерв также запустил Программу кредитования «Мейн-Стрит» (MSLP), которая предназначена для кредитования малого и среднего бизнеса, который был в хорошем финансовом состоянии до пандемии; такие фирмы обычно полагаются на банковское кредитование, та как они слишком малы, чтобы напрямую выходить на рынок облигаций. По MSLP банки выдают новые кредиты или увеличивают размер существующих предприятиям, удовлетворяющим критерии, и продает долю Федрезерву. Эта программа гарантирована капиталом $75 млрд по Закону о помощи, и может купить доли в займах до общей суммы $600 млрд.

Федрезерв опубликовал все юридические документы, которые должны быть подписаны заемщиками и кредиторами по программе, и регистрация кредитором началась 15 июня. Скоро начнется покупка долей в займах. Дополнительно Федрезерв недавно запросил комментарии на предложение расширить MSLP, включив туда некоммерческие организации, такие как больницы и университеты. НКО обеспечивают жизненно-важные услуги гражданам страны, и MSLP окажет им поддержку.

Хотя бизнес в некоторых секторах, особенно пострадавших от пандемии, до сих пор отмечают трудности с получением кредита, Программа защиты зарплаты (PPP) Администрации малого бизнеса, которая пользуется существующими банковскими возможностями, очевидно, удовлетворила самые насущные кредитные потребности многих малых предприятий. В ближайшие месяцы кредиты по линии MSLP могут стать ценным ресурсом для фирм, которые были в хорошем финансовом состоянии перед пандемией.

Чтобы повысить эффективность PPP, 16 апреля Федрезерв запустил Программу ликвидности для PPP (PPPLF). Она предоставляет ликвидность кредиторам под обеспечение выданными кредитами по линии PPP, с объемом, удовлетворяющим весь объем PPP. По состоянию на прошлую неделю Программа выдала свыше $65 млрд банкам-участникам. Последний ежемесячный обзор Национальной федерации независимого бизнеса, опубликованный в мае, показал, что малый бизнес смог покрыть свои потребности в кредите во многом благодаря PPP (сноска 2).

Чтобы помочь местным властям лучше справляться с проблемами денежных потоков и продолжать эффективно обслуживать домохозяйства и бизнес в своих сообществах, Федрезерв, совместно с Казначейством, создал Программу ликвидности для муниципалитетов (MLF). MLF гарантируется капиталом в размере $35 млрд по Закону о помощи, и может скупить краткосрочный долг напрямую у штатов, округов, городов и некоторых меж-штатных образований на сумму до $500 млрд. Программа начала работать 26 мая, и на сегодня по этой линии куплено краткосрочного муниципального долга на $1,2 млрд. Имея MLF и другие программы в качестве гарантии функционирования частного рынка, многие сектора муниципальных облигаций значительно восстановились после беспрецедентного стресса в начале года. Доходность муниципальных облигаций существенно снизилась, эмиссия в последние два месяца была активной, и рыночная ситуация улучшилась(сноска 3).

Инструменты, которые Федрезерв использует согласно полномочиям по пункту 13(3), предназначены для чрезвычайных событий и ситуаций, таких, в которой мы сейчас находимся. Когда экономические и финансовые условия улучшатся, мы спрячем эти инструменты обратно в надежный сейф.

Последняя сфера, в которой мы предприняли шаги – банковское регулирование. Совет Управляющих внес некоторые корректировки, многие из которых временные, чтобы стимулировать банки использовать их мощь для подержания домохозяйств и бизнеса.

В отличие от финансового кризиса 2008 года, банки вошли в нынешний период с существенными запасами капитала и ликвидности, а также улучшенным риск-менеджментом и операционной устойчивостью. В результате они находятся в хорошем положении, чтобы смягчить финансовый шок. В отличие от 2008 года, когда банки устранялись от кредитования и тем самым усиливали экономический шок, в этом кризисе они значительно расширили кредитование своих клиентов и помогают поддерживать экономику.

Федрезерву была поручена важная миссия, и мы в последние месяцы предприняли беспрецедентные и очень быстрые меры. При этом мы осознаем нашу ответственность перед американским народом быть как можно более транспарентными. Касательно программ, гарантированных согласно Закону о помощи, мы провели широкие консультации с публикой, которые имели важное значение при их разработке. Например, в ответ на полученные замечания, Казначейство и Федрезерв внес ряд изменений для расширения объема Программы кредитования «Мейн-Стрит» (MSLP), включив более широкий круг заемщиков и сделав условия кредитования более гибкими. И мы раскрываем, и будем продолжать раскрывать в ежемесячном режиме, имена и информацию об участниках каждой программы; полученные суммы и процентные ставки; а также общую стоимость, выручку и комиссии по всем программам.

Мы понимаем, что наши действия – лишь часть более широкой реакции государства на кризис. Принятие Конгрессом Закона о помощи было критически важным для разработки Федрезервом и Казначейством большинства программ. Закон о помощи и другое законодательство предусматривают прямую помощь гражданам, бизнесу и сообществам. Такая прямая помощь может стать критически важной для семей и бизнеса; и она таже ограничивает долгосрочный ущерб для экономики. Мы понимаем, что работа Федрезерва затрагивает сообщества, семьи и бизнес по всей стране. Все, что мы делаем, служит нашей миссии. Мы готовы использовать весь наш инструментарий для поддержки экономики для того, чтобы обеспечить как можно более энергичное восстановление их этого тяжелого периода.

Благодарю за внимание.


1 See Nina Boyarchenko, Richard Crump, Anna Kovner, или Shachar, и Peter Van Tassel (2020), “ Primary и Secondary Market Corporate Credit Facilities,” Федрезерв Bank of New York, Liberty Street Экономичs (blog), May 26, https://libertystreetэкономичs.newyorkfed.org/2020/05/the-primary-and-secondary-market-corporate-credit-facilities.html.

2 William C. Dunkelberg и Holly Wade (2020), NFIB Small Business Экономич Trends (Washington: National Federation of Independent Business, May), https://assets.nfib.com/nfibcom/SBET-May-2020.pdf.

3 See Board of Governors of Федрезерв System (2020), Финансовы Stability Report (Washington: Board of Governors, May), https://www.federalreserve.gov/publications/2020-may-финансовы-stability-report-purpose.htm.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2020