Экономическая обстановка и предстоящие вызовы

Речь председателя Совета Управляющих ФРС США Джерома Пауэлла на виртуальном годовом собрании Национальной Ассоциации Экономики Бизнеса
6 октября 2020г.

Назад к Речам-2020

Доброе утро. Всего 8 месяцев прошло с тех пор, как пандемия появилась на наших берегах, принеся с собой самый резкий экономический спад в истории, а также и самую мощную ответную реакцию властей на нашей памяти. Хотя еще слишком рано делать определенные выводы, сегодня я поделюсь с текущей оценкой экономической стороной этого исторического события и поговорю о том, как мы будем двигаться дальше.

Экономика до пандемии Ковид-19

Когда коронавирус распространялся по миру, экономика США была на 128-м месяце роста, самого продолжительного в нашей истории, и в целом была в сильном состоянии. Умеренный рост продолжался в темпе, немного превышавшем (долгосрочный) тренд. Условия на рынке труда были сильными по ряду показателей. Уровень безработицы был на самом низком уровне за 50 лет. Инфляция по индексу PCE (расходы на личное потребление) была чуть ниже нашей цели в 2 процента.

У экономики были, конечно, долгосрочные проблемы, как у всех экономик. Участие в рабочей силе среди людей в оптимальном рабочем возрасте снижалось с начала века, и рост производительности, сопровождавший рост экономики, несколько разочаровывал. Разрыв в доходах и имущественном состоянии рос несколько десятилетий. По мере того, однако, как рост экономики продолжался, производительность начала набирать обороты, рынок труда укреплялся, и преимущества роста стали доходить до более широких кругов населения. В частности, улучшение условий рынка труда в последние несколько лет создало условия для большего числа работников оптимального возраста вернуться или остаться в составе рабочей силы. Между тем выросли зарплаты всех работников, особенно на низкооплачиваемых работах.

Большинство экономических прогнозистов ожидали продолжения роста и расширения его выгод, и совершенно справедливо. Не существовало угрожавших экономике пузырей на рынках активов, или неоправданного бума, который бы мог привести к краху. Хотя задолженность нефинансового бизнеса была несколько высоковатой, долги сектора домохозяйств были умеренными. Банковская система была сильной, с устойчивыми уровнями капитала и ликвидности. Рецессия Ковид-19 была необычной потому, что ее вызвало не накопление финансовых или экономических дисбалансов. Пандемия, по существу, это примером природного катаклизма, ударившего по здоровой экономике.

Учитывая состояние экономики, на ранних стадиях кризиса казалось вполне возможным, что при быстром, сильном и уверенном политическом ответе многие сектора экономики смогут энергично восстановиться, как только вирус будет взят под контроль. Этот ответ должен был последовать ото всех уровней правительства, от органов здравоохранения, фискальных властей, и от Федрезерва.

Казалось также вероятным, что сектора, наиболее пострадавшие от пандемии—которые базировались на активных личностных контактах—будут испытывать длительный и трудный путь к восстановлению. Эти сектора и работающие в них люди, по всей вероятности, будут нуждаться в целевой и длительной поддержке властей.

Некоторые спрашивали: что может сделать Федрезерв в медицинской чрезвычайной ситуации? Мы определили три пути, на которых наши инструменты могли помочь ограничить экономический ущерб от пандемии: обеспечение стабильности и помощи во время острой фазы кризиса, когда большая часть экономики была закрыта; энергичная поддержка роста, когда он начнется; и максимальные меры по ограничению долгосрочного ущерба производительным силам экономики.

Рецессия и зарождающееся восстановление

Когда стало ясно в конце февраля, что болезнь распространяется по всему миру, финансовые рынки испытали глобальное бегство в наличные. К концу месяца многие важные рынки еле функционировали, угрожая тем, что финансовый кризис усугубит экономические последствия пандемии. Закрытие предприятий приобрело широкий размах в марте, и в США, где многие сектора закрылись или работали гораздо ниже своих мощностей, реальный ВВП упал во 2-м квартале на 31 процент в годовом выражении. Работодатели сократили 22 миллиона рабочих мест, из них 17 миллионов на временной основе. Широкие меры состояния рынка труда, такие как участие в рабочей силе и частичная занятость по экономическим причинам, показали дальнейшее ухудшение.

В ответ мы применили весь арсенал средств в нашем распоряжении, снизив ставки до фактической нижней границы; произведя беспрецедентные по объемам закупки активов; и создав целый ряд программ кредитования экономики, чтобы восстановить функционирование рынков и поддержать кредитование домохозяйств, бизнеса и местных органов власти. Мы также осуществили целевые временные меры, позволяющие банкам лучше поддерживать своих клиентов.

Фискальный ответ был поистине экстраординарным. Единогласное принятие Закона о помощи и трех других законопроектов в марте и апреле создали широкие программы, которые в общей сложности должны оказать экономическую поддержку на сумму приблизительно $3 триллиона, что является самым крупным и новаторским пакетом фискальной помощи со времен Великой Депрессии.

Чего мы сумели добиться этими мерами на данный момент?

Во-первых, существенная финансовая помощь обеспечила жизненно важную поддержку домохозяйствам. Выросли расходы, резко возрос уровень сбережений домохозяйств. Потребление товаров сейчас выше, чем до пандемии. Потребление услуг остается на низком уровне remains, хотя, видимо, в основном из-за соображений социального дистанцирования и профилактики, а не снижения доходов и состояния. Потребление держалось до августа включительно, после истечения дополнительных выплат по безработице, что указывает на роль сбережений из финансовых трансферов, которые сейчас помогают поддерживать экономическую активность. Недавний опрос Федрезерва показал, что домохозяйства в июле имели на удивление оптимистичные мнения об их текущем финансовом благосостоянии: 77 процентов взрослых ответило, что живут «нормально» или «комфортабельно», что даже лучше результатов, полученных непосредственно перед пандемией. Тем не менее, так как многие, по всей вероятности, должны выдержать длительный период без работы, потребуется дальнейшая поддержка.

Во-вторых, помощь фирмам, особенно Программа Защиты Зарплаты (РРР) и общий подъем уровня спроса пока задержали ожидаемую волну банкротств и снизили число увольняемых на постоянной основе. Инвестиции бизнеса, по всей вероятности, выходят на новую повышающуюся траекторию, и создание новых компаний также растет, что указывает на некоторую степень уверенности в будущем.

В-третьих, после краткой заморозки в марте, финансовые рынки в основном вернулись к нормальному функционированию, хотя и в контексте постоянной поддержки мерами финансовой поддержки. Финансовые условия сейчас в высокой степени стимулирующие, и кредит доступен для многих – хотя и не для всех - на разумных условиях. Расходы, чувствительные к процентным ставкам, такие как жилищный и автомобильный сектора, остаются высокими.

В целом, меры фискальной и монетарная политики до сих пор поддерживали энергичное, хотя и неполное, восстановление спроса, и до сих пор в существенной степени нивелировали обычную динамику рецессии, которая имеет место при спаде. При типичной рецессии имеет место нисходящая спираль, при которой увольнения ведут к еще большему падению спроса последующим дополнительным увольнениям. Этой динамики удалось избежать за счет вливания средств в домохозяйства и бизнес. Быстрая и мощная реакция помогла также смягчить уход от риска на финансовых рынках и в целом в бизнес-решениях.

Хотя совместные усилия и результаты фискальной и монетарной политики помогли солидно подняться рынку труда, нам предстоит еще долгий путь. Работу получили назад примерно половина из 22 миллионов. После того, как безработица достигла 14,7 процентов в апреле, сейчас она опустилась до 7,9 процентов, что является существенным и быстрым восстановлением. Более широкий индикатор, который скорректирован на ошибки при определении статуса работника и снижение уровня участия в рабочей силе с февраля, находится сейчас на уровне 11 процентов.

Тяготы кризиса распределяются неравномерно. Первичная потеря работы пришлась в основном на низкооплачиваемых работников сферы услуг, которые непосредственно контактировали с людьми, а в этой категории наиболее многочисленной категорией являются женщины и нацменьшинства. В августе занятость нижней четверти работников по размеру зарплаты была на 21 процент ниже февральского уровня, тогда как для остальных всего на 4 процента. В сочетании с непропорционально высоким уровнем заболеваемости Ковид в цветных сообществах, и непропорционально высокой нагрузкой по уходу за детьми во время карантина, которая упала в основном на женщин, пандемия еще больше увеличивает неравномерность в благосостоянии и экономической мобильности.

Путь вперед

Теперь я обращусь к перспективам. Восстановление проходит быстрее, чем ожидалось. Самые последние прогнозы участников FOMC (Федерального Комитета по операциям на открытом рынке) на нашем сентябрьском заседании показывают, что они ожидают продолжения восстановления хорошими темпами. Медианный участник считает, что безработица снизится до 4 процентов, а инфляция достигнет 2 процентов к концу 2023. Конечно, экономика может работать хуже или лучше ожиданий. Перспективы остаются очень неопределенными, отчасти потому, что они зависят от взятия под контроль скорости и результатов распространения вируса. Существует риск, что быстрые первоначальные успехи после открытия экономики сменятся более длительным и тяжелым процессом возврата к полному восстановлению, так как некоторые сегменты продолжают бороться со спадом. Темпы улучшения экономики стали более умеренными после мая и июня, что заметно по данным о занятости, доходам и расходам. Надо отметить также рост увольнений в последнее время.

Мы должны делать все необходимое, чтобы справиться с рисками для наших перспектив. Один из таких рисков сейчас – что заболеваемость Ковид-19 снова вырастет до уровней, которые существенно ограничат экономическую активность, не говоря уже о трагических результатах для жизни и благосостояния людей. Снижение этого риска по мере продолжения восстановления потребует следования рекомендациям медиков, включая ношение масок и меры социального дистанцирования.

Второй риск – что замедление темпов улучшения вызовет к жизни типичную рецессионную динамику, когда слабость питает слабость. Длительный период ненужно затянутого процесса восстановления может усугубить существующее неравенство в нашей экономике. Это будет трагичным, особенно в свете того прогресса по этим вопросам, которого наша страна добилась в годы перед пандемией.

Рост экономики еще далек от завершения. На этой ранней стадии я бы выразил мнение, что риски интервенции монетарных и фискальных властей пока асимметричны. Слишком малые усилия по поддержке ведут к слабому восстановлению, создавая ненужные трудности для домохозяйств и бизнеса. Со временем начнут расти банкротства как тех, так и других, нанося ущерб производительным силам экономики и сдерживая рост зарплат. И наоборот, риск слишком большого вмешательства представляется пока меньшим. Даже если меры окажутся в итоге большими, чем требовалось, они не окажутся напрасными. Восстановление будет сильнее и быстрее, если монетарная политика и фискальная политика будут работать в связке, поддерживая экономику, пока она полностью не справится с кризисом.

С учетом сегодняшней аудитории я бы хотел напомнить о нашем пересмотре нашей стратегии, инструментов и методов коммуникации в нашей монетарной политике, который завершился недавно принятием гибкого режима инфляционного таргетирования. Мои коллеги и я уже обсуждали эту новую концепцию в деталях в последних выступлениях. Сегодня я бы хотел только отметить, что базовая структура экономики меняется со временем, и что концепция FOMC по проведению монетарной политики не должна отставать. Последние изменения в наш консенсусный меморандум отражают наше эволюционирующее понимание ряда важных явлений. Наблюдается снижение оценок потенциального или долгосрочного темпа роста экономики и общего уровня процентных ставок, что представляет собой проблему для способности монетарной политики реагировать на спады. На более позитивной ноте мы видим, что экономика может сохранять исторически высокую занятость, с соответствующими выгодами для общества, без повышения инфляции до опасного уровня. В новом меморандуме отмечаются эти явления и делаются надлежащие изменения в нашей концепции монетарной политике с тем, чтобы FOMC имел больше возможностей достигать наши законные цели.

Опережающее информирование по ставке, принятое на сентябрьском заседании, отражает наш новый консенсусный меморандум. Новое коммюнике говорит о том, что, имея инфляцию, которая упорно находится на уровне ниже нашей цели в 2 процента, Комитет будет стараться достичь инфляции, умеренно превышающей 2 процента в течение некоторого периода времени, с тем, чтобы в среднем за некоторое время инфляция составила 2 процента, а долгосрочные инфляционные ожидания остались прочно закрепленными на 2 процентах. Комитет ожидает сохранять стимулирующую политику до тех пор, пока такие результаты не будут достигнуты. Комитет также оставил целевой диапазон по ставке на федеральные фонды без изменений на уровне 0 – 0,25%, и ожидает, что такую ставку будет надлежащим сохранять до тех пор, пока состояние рынка труда не достигнет уровней, соответствующих оценке Комитетом максимальной занятости, а инфляция не поднимется до 2 процентов и в перспективе будет некоторое время умеренно превышать 2 процента.

Мы ожидаем, что новая концепция и информирование поддержат наши усилия по достижению более энергичного экономического восстановления.

Спасибо за внимание.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2020