Монетарная политика и перспективы экономики

Выступление вице-председателя Совета Управляющих ФРС Рэндала Куорлза в Институте Брукингса
(1 страница)

26 мая 2021г.

Назад к Речам-2021

Я ожидаю энергичного роста экономики весь этот год. После спада из-за Ковида восстановление было быстрым и сильным.

Инфляция сейчас существенно выше долгосрочной цели в 2% в результате действия трех факторов: рост спроса, появление «узких мест» в цепочках поставок, эффект базы (выпадение из расчета очень низких значений прошлого года).

Что подтверждает прогноз энергичного роста?

Бизнес и власти начинают признавать, что работать (после массовой вакцинации) будет безопасно, ограничения снимаются. Отсюда активный рост потребительских расходов (составляющих 2/3 ВВП), подкрепляемый ростом личных доходов (фискальная помощь). Я считаю, что тренд продолжится, отчасти потому, что люди делают накопления. Рост сбережений граждан составил в 1 кв. 21%, несмотря на рост расходов. Инвестиции в бизнес также восстановились до предпандемического уровня.

Препятствия: неровное восстановление в мире и упомянутые «узкие места». Импорт растет, но экспорт, из-за слабого спроса за границей, растет медленно. Узкие места, особенно в автоотрасли и домостроении, также могут сохраняться некоторое время.

С занятостью картина сложнее, чем с расходами граждан и бизнеса. Безработица 6,1% (до пандемии 3,5%), на 8 млн меньше человек работает. Но спрос на рабочую силу растет, и бизнес уже жалуется на нехватку. Растут зарплаты. Есть некий парадокс в том, что зарплата растет и нехватка рабочих рук при 8 млн дополнительных безработных, однако это факт.

Что касается инфляции, я согласен с моими коллегами, что наблюдаемый всплеск временный. Это даже желательный поворот, вполне в духе нашей новой монетарной концепции. Я, однако, вижу риски для инфляции, и они в сторону повышения. Три причины: рост зарплат, фискальная помощь, высокие импортные и оптовые цены. Но у нас есть эффективные инструменты снижения; если мы неправы, есть чем исправить ситуацию; а вот повысить инфляцию, когда она падает ниже целевого уровня, не так просто.

Если экономические данные будут какими они прогнозируются, или еще сильнее/выше, то тогда настанет время обсудить на FOMC, как корректировать темпы закупок активов. В частности, возможно, потребуется разъяснить, что такое «существенный дальнейший прогресс» в движении к максимальной занятости - формула, принятая нами в декабре.

Но время менять ставку на федеральные фонды еще далеко в будущем. Она останется низкой, пока ситуация на рынке труда не будет соответствовать нашему пониманию максимальной занятости, а инфляция не только будет 2%, но и некоторое время превышать 2%.

Финансовая стабильность: оценка некоторых активов очень высокая, возможен резкий разворот, если ожидания роста и т.п. не сбудутся. Но доходы корпораций растут, у многих компаний хорошая подушка наличности, дефолты по корпоративным облигациям на минимуме, снижения кредитных рейтингов почти не происходит. Устойчивость к шокам как нельзя лучше продемонстрировала пандемия. Капитализация банков на максимуме за десятилетия.

Имеются структурные уязвимости в небанковском секторе - денежные и хедж-фонды. Но риски управляемы.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021