Перспективы экономики США и монетарная политика

Речь вице-председателя Совета Управляющих ФРС Ричарда Клэриды на Ежегодном собрании членов Института Международных Финансов 2021 года "Устойчивый экономический рост и финансовая стабильность в неоднородном, пытающемся уйти от углеродной зависимости, оцифровываемом, отягощенном долгами мире"

12 октября 2021г.

Назад к Речам-2021

Текущая экономическая ситуация и перспективы

Индикаторы показывают продолжение укрепления экономики. Реальный ВВП вырос в 1 п/г 2021 на 6,4% (в годовом выражении), и мы ожидаем продолжения роста, хотя и более медленного, во втором полугодии. Если так и будет, то рост ВВП за год будет самым быстрым с 1983 года. Но одновременно новый всплеск заболеваемости Ковид-19 летом и узкие места в цепочках поставок сдерживают экономическую активность в третьем квартале.

Как и экономика, рынок труда продолжил укрепляться. Прирост рабочих мест составил 550 тысяч в среднем за последние три месяца. Прогресс рынка труда был значительным в этом году; Индикатор Условий Рынка Труда ФРБ Канзас-Сити, обобщающий 24 разных показателя, показал, что в сравнении с декабрем 2020, рынок закрыл 2/3 отставания от допандемического уровня. Тем не менее, факторы, связанные с пандемией, - такие как уход за детьми, опасение заразиться – продолжают давить на занятость и участие в рабочей силе. Таким образом, как состояние рынка труда, так и экономики в целом, продолжают зависеть от ситуации с вирусом.

С февраля 2020 инфляция по базовому индексу PCE (личных потребительских расходов) составила 2,9% годовых, что заметно выше того, что я бы назвал умеренным превышением нашей долгосрочной цели 2%. Полное открытие 20-триллионной экономики США в этом году требует больше времени и затрат, чем ее закрытие в прошлом году. В частности, это повторное открытие характеризовалось значительными секторальными сдвигами как совокупного спроса, так и предложения, и эти сдвиги вызывают повсеместно узкие места и существенные изменения в ценовой и зарплатной структуре экономики. Подобная динамика открытия наблюдается в других развитых экономиках, например, в Канаде и Великобритании. По мере распространения таких ценовых коррекций по экономике растет измеряемая инфляция. Но я продолжаю считать, что базовый уровень инфляции колеблется близко к уровню 2%, и, таким образом, нежелательный всплеск инфляции этого года, после того, как эти относительные ценовые коррекции завершатся, а узкие места будут расшиты, окажется в конце концов по большей мере преходящим. Это прогноз разделяется подавляющим большинством экономистов в частном секторе, например, теми, кого опрашивают Bloomberg и Blue Chip. С учетом этого, я считаю, как и большинство моих коллег, что риски роста инфляции есть, и я внимательно наблюдаю за глубинными тенденциями, в частности, инфляционными ожиданиями, включая индекс общих инфляционных ожиданий, который ведется сотрудниками Совета Управляющих ФРС. Как отмечал председатель Пауэлл, если мы увидим, что индикаторы инфляционных ожиданий будут расти и упорно оставаться выше уровней, соответствующих нашему мандату поддержания ценовой стабильности, монетарная политики отреагирует на это. Но сейчас это не так.

Сентябрьское заседание и опережающее информирование в заявлении FOMC

Я бы хотел сказать несколько слов о решениях, принятых на сентябрьском заседании FOMC. После нашего декабрьского (2020) заседания, Комитет указал, что будет продолжать поддерживать темпы покупок казначейских и ипотечных бумаг на уровне $80 млрд и $40 млрд в месяц, соответственно, до тех пор, когда будет достигнут «существенный дальнейший прогресс» на пути к максимальной занятости и ценовой стабильности. На сентябрьском заседании Комитет продолжил обсуждение такого прогресса, и лично я считаю, что «существенный дальнейший прогресс» был более, чем достигнут в плане мандата ценовой стабильности, и почти достигнут в плане рынка труда. Если прогресс продолжится в широком плане, как ожидается, Комитет в сентября решил, что в скором времени может быть оправданным сокращение темпов покупки активов. На нашем заседании мы также обсудили надлежащий темп «тейперинга», когда критерии для этого будут удовлетворены. Хотя решение не было принято, участники в целом придерживаются мнения, что, если восстановление останется как есть, может быть оправданным постепенное сворачивание покупок активов с полным их прекращением около середины следующего года.

Важно отметить, что любое решение Комитета по поводу покупок активов не будет давать никакого сигнала относительно решения о повышении целевой ставки на федеральные фонды; для этого были сформулированы другие, значительно более жесткие критерии. Мы повторно подтвердили в сентябре, что продолжаем ожидать, что целевой диапазон от 0 до ¼ процента будет надлежащим до тех пор, пока условия рынка труда не достигнут уровней, соответствующих оценке Комитета максимальной занятости, а инфляция вырастет до 2% и будет умеренно превышать этот уровень в течение некоторого периода времени. Не менее половины из 18 участников FOMC прогнозируют в SEP (Обзоре экономических прогнозов, что эти необходимые пороговые значения будут достигнуты к декабрю 2022г., и все, кроме одного, считают, что они будут достигнуты к декабрю 2023г.

Эти прогнозы полностью соответствуют нашей новой концепции монетарной политики, принятой единогласно Комитетом в августе 2020г. В контексте этой концепции, как я отмечал ранее, хотя эффективная нижняя граница (ELB) может быть ограничения для монетарной политики, ELB не является ограничителем для фискальной политики, и надлежащая монетарная политики, согласно нашей новой концепции, как я считаю, должна - и определенно может – учитывать эту реальность. На самом деле, в текущих обстоятельствах, я оцениваю, что поддержка совокупного спроса фискальной политикой – включая почти $2 триллиона накопленных избыточных сбережений от (пока еще) неистраченных трансфертных выплат—вкупе с надлежащей монетарной политикой, могут полностью компенсировать ограничение, упомянутое в «Меморандуме о долгосрочных целях и стратегии монетарной политики», которое ELB накладывает на способность монетарной политики, придерживающейся таргетирования инфляции, и действующей самостоятельно в отсутствие существенной фискальной поддержки, восстановить после рецессии максимальную занятость и ценовую стабильность, одновременно удерживая инфляционные ожидания прочно закрепленными на целевом уровне 2%.

Спасибо за внимание.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2006-2021