Выступление на тему криптофинансов

вице-председателя Совета Управляющих ФРС США Лаел Брейнард на конференции в Банке Англии, Лондон, Великобритания

8 июля 2022г.

Назад к Речам-2022

Недавняя волатильность обнажила серьезные уязвимости в криптофинансовой системе (КФС). Тогда как многие объявляют ее принципиально независимой от традиционных финансов, КФС оказывается чувствительной к тем же рискам, что слишком хорошо известны из традиционных финансов, таким как леверидж, расчеты, непрозрачность, а также трансформация сроков погашения ликвидности. Так как мы работаем, чтобы защитить, в том числе на будущее, финансовую стабильность, важно обеспечить, чтобы наш регуляторный периметр включал и криптофинансы.

Различать ответственные инновации и уклонение от регулирования

Новая технология часто обещает усиление конкуренции в финансовой системе (ФС), уменьшение транзакционных издержек и времени расчетов, и направление инвестиций в новые продуктивные области. Однако на ранней стадии новые продукты и платформы чреваты рисками, включая мошенничество и манипулирование, и важно, причем иногда трудно, отличить «хайп» от истинной ценности. Если ориентироваться на прошлые инновационные циклы, то, чтобы распределенные реестры, умные контракты, программируемость и цифровые активы реализовали свой потенциал по привнесению конкуренции, эффективности и скорости, обязательно надо устранить базовые риски, которые относятся ко всем формам финансов. Эти риски включают бегство, «пожарные» распродажи, делеверидж, взаимосвязанность и контагиозность; а также мошенничество, манипулирование и уклонение. Кроме того, важно быть начеку в отношении новых форма риска, так как многие технологические инновации, на которых построена криптоэкосистема, являются сравнительно новыми.

Крепкие регуляторные рамки не только не задушат инновации, а наоборот, помогут дать инвесторам и разработчикам построить устойчивую нативную финансовую инфраструктуру. Крепкие регуляторные рамки помогут банкам, провайдерам платежей и финансово-технологическим (финтех) компаниям улучшить клиентское обслуживание, сделать расчеты быстрее, уменьшить издержки и позволить быстрое совершенствование и кастомизацию продукта.

Мы тщательно отслеживаем последние события, в которых риски системы кристаллизовались и многие криптоинвесторы потерпели убытки. Несмотря на значительные убытки инвесторов, КФС пока не выглядит настолько масштабной или взаимосвязанной с традиционной ФС, чтобы представлять собой системный риск. Поэтому сейчас как раз время добиться того, чтобы одинаковые риски подвергались одинаковому регуляторному контролю и одинаковым требованиям по раскрытию информации, чтобы помочь инвесторам отличить истинные, ответственные инновации от фальшивого блеска, казалось бы, легкой прибыли, который не дает увидеть существенные риски. Сейчас как раз время установить, какие виды криптодеятельности разрешены поднадзорным организациям и с какими ограничениями, с тем, чтобы их влияние на базовую ФС оставалось под контролем.

Что прояснила недавняя турбулентность

Несколько важных выводов можно сделать из недавней турбулентности криптофинансовой экосистемы. Во-первых, волатильность на финансовых рынках дала важную информацию о крипто как классе активов. Уже и так было ясно, что криптоактивы волатильны, и мы снова увидели бешеные колебания их стоимости. Цена биткойна упала на целых 75% от его пика за семь прошлых месяцев, и почти на 60% только за три месяца с апреля по июнь. Большинство других известных криптоактивов испытали еще более резкое падение за тот же период. Вопреки утверждениям, что криптоактивы обеспечивают хеджирование против инфляции и являются некореллированным классом активов, стоимость криптоактивов рухнула, а они оказались высоко коррелированными с самыми рисковыми акциями и с аппетитом к риску в целом.

Во-вторых, крах Terra напоминает нам, насколько быстро актив, который претендует на удержание стабильной стоимости относительно декретной валюты, может стать жертвой «бегства» от него. Коллапс Terra и предыдущие банкротства нескольких необеспеченных алгоритмических стейблкойнов напоминают классические эпизоды «бегства» из истории финансов. Новые технологии и финансовый инжиниринг не могут сами по себе сделать рисковые активы безопасными.

В-третьих, криптоплатформы уязвимы к делевериджу, «пожарным» распродажам, и контагиозности—рискам, хорошо известным в традиционных финансах—что иллюстрируется замораживанием вывода средств на некоторых платформах криптокредитования и биржах, а также банкротством известного крипто хедж-фонда. Некоторые розничные инвесторы обнаружили, что их счета заморожены, и потерпели большие убытки. Крупные крипто-игроки, которые использовали леверидж для увеличения доходности, не могут монетизировать свои портфели, пропускают марджин-коллы и стоят перед перспективой вероятной неплатежеспособности. По мере того, как их ситуация усугубляется, становится ясно, что крипто экосистема тесно взаимосвязана, так как у многих мелких трейдеров, кредиторов и протоколов DeFi (децентрализованных финансов) есть концентрированные риски в отношении таких крупных игроков.

Наконец, мы наблюдали, как децентрализованное кредитование, которое полагается на увеличенное залоговое обеспечение как замену посредничеству, может служить умножителем стресса за счет создания волн ликвидации по мере падения цен.

Одинаковый риск, одинаковый регуляторный результат

Недавняя турбулентность и убытки розничных инвесторов в криптоактивы подчеркивают срочную необходимость обеспечить соблюдение существующей нормативной базы и заполнить пробелы, где регулирование или применение законодательства требуют корректировки—например, для децентрализованных протоколов и платформ. Когда мы размышляем, как лучше справиться с потенциальными будущими рисками финансовой стабильности со стороны развивающейся КФС, важно tначать с прочного базового регуляторного фундамента. Хорошая макропруденциальная система стоит на прочном фундаменте макропруденциального регулирования. Будущая финансовая устойчивость будет значительно упрочена, если мы обеспечим, чтобы регуляторный периметр охватывал КФС и отражал принцип «одинаковый риск, одинаковое раскрытие информации, одинаковый регуляторный результат». Расширяя периметр и применяя одинаковый регуляторный результат и одинаковую прозрачность к одинаковым рискам, мы позволим регуляторам более эффективно работать с рисками на крипотрынках и потенциальными рисками, которые крипторынки несут для широкой ФС. Прочные правила по безопасности и надежности, рыночной целостности и защите инвестора и потребителя помогут добиться, чтобы новые цифровые финансовые продукты, платформы и виды деятельности базировались на истинной экономической ценности, а не уходе от регулирования, которое в конце концов делает инвесторов более уязвимыми к рискам, чем они могут представить.

Благодаря межсекторальным и трансграничным свойствам криптоплатформ, бирж и деятельности, важно, чтобы регуляторы работали сообща как внутри страны, так и в международном плане, чтобы сохранить стабильную ФС и справится с уклонением от регулирования. Принцип «одинаковый риск, одинаковый регуляторный результат» является руководящим для Совета по финансовой стабильности в его работе по стейблкойнам, криптоактивам и DeFi; базельским консультациям по пруденциальным аспектам криптоактивов; в работе сети по финтехкомпаниям Организации Комиссий по ценным бумагам; в работе федеральных банковских регулирующих ведомств по надлежащему отношению к деятельности, связанной с КФС в американских банках; и в другой работе внутри страны и в международном плане.

Реализуя принцип «одинаковый риск, одинаковый регуляторный результат», мы должны начать с обеспечения базовых мер защиты потребителей и инвесторов. Розничные пользователи должны быть защищены от эксплуатации, нераскрытия конфликта интересов и рыночной манипуляции—рисков, перед которыми они особенно уязвимы, по многочисленным исследованиям. Если у инвесторов нет этих базовых мер защиты, то эти рынки будут уязвимы перед «бегством».

Во-вторых, так как торговые платформы играют критически важную роль на рынках криптоактивов, важно устранять несоблюдение правил и любые пробелы, которые могут иметь место. Мы видели, как криптоторговые платформы и криптокредитные фирмы не только занимаются деятельностью, аналогичной традиционным финансам, без сравнимого регулирования, но также сочетают виды деятельности, которые на традиционных финансовых рынках требуется разделять. Например, некоторые платформы сочетают рыночную инфраструктуру и обслуживание клиентов с рисковым бизнесом, таким как создание активов, трейдинг на собственный счет, предоставление венчурного капитала и кредитование.

В-третьих, все финансовые организации, как в крипто, так и в традиционных финансах, должны соблюдать правила по борьбе с отмыванием капитала и финансированием терроризма, а также поддерживать экономические санкции. Платформы и биржи должны быть сконструированы так, чтобы облегчать и поддерживать соблюдение такого законодательства. Безотчетный обмен активами и инструментами, который затемняет источник финансов, не только способствует уклонению, но и увеличивает риск хищений, хакерства и вымогательства. Эти риски особенно ярко выражены в децентрализованных биржах, которые по дизайну созданы так, чтобы избегать использование посредников, ответственных за идентификационные процедуры «знай своего клиента» и которые могут потребовать адаптации для обеспечения соблюдения правил на этом самом принципиальном уровне.

Наконец, важно устранить регуляторные пробелы и адаптировать существующие подходы к новым технологиям. Хотя регуляторная нормативная база, очевидно, применима к DeFi не меньше, чем к централизованным криптофинансам и традиционным финансам, протоколы DeFi могут представлять собой новые вызовы, которые могут потребовать адаптации существующих подходов. Характер таких видов деятельности. Основанный на взаимодействии между равноправными узлами («peer-to-peer»), их автоматизированный характер, неизменяемость кода после его размещения в блокчейне, осуществление функций управления посредством токенов в децентрализованных автономных организациях, отсутствие проверяемой идентификации и дисперсия или обфускация контроля, делают проблематичной задачу привлечения посредников к ответственности. Пока не ясно, являются ли нативные цифровые подходы, такие как построение автоматизированных стимулов для взятия на себя ответственности по управлению, адекватными альтернативами.

Связь с базовыми финансовыми организациями

Есть две конкретных области, которые заслуживают повышенного внимания по причине повышенного риска перетоков в базовую ФС: банковская вовлеченность в криптодеятельность и стейблкойны. На сегодня криптосфера стала достаточно взаимосвязанной с базовой ФС, чтобы представлять широкий системный риск. Но по всей вероятности, регуляторы будут продолжать получать призывы к тому, чтобы поднадзорные банковские организации играли роль на этих рынках.

Банковским регуляторам придется взвешивать противоречивые соображения при оценке вовлеченности банков в криптодеятельность – от кастодиальных функций до эмиссии и обслуживания клиентов. Вовлеченность банков дает интерфейс, который обеспечивает хорошую видимость для регуляторов и помогает обеспечить более прочные меры защиты. Аналогично, регуляторов привлекают подходы, которые по сути подводят криптопосредников, напоминающих комплексные банковские организации, под меры регулирования по типу банковского. Но соединение рисков криптосферы с сердцевиной ФС без соответствующих защитных механизмов может увеличить потенциал перетоков и будет иметь неопределенные последствия для стабильности системы. Важно, чтобы банки осваивали полезные инновации и совершенствовали свои возможности в цифровых финансах, но до тех пор, пока не будет прочной системы регулирования для криптофинансов, вовлеченность банков в них могла бы еще более укоренить более рискованную и менее управляемую экосистему.

Частные цифровые валюты и цифровые валюты центральных банков

Стейблкойны представляют собой вторую область с повышенным риском перетоков. В настоящее время стейблкойны позиционируются как нативный цифровой актив, служащий мостиком между КФС и декретной валютой. Эта роль важна, потому что декретная валюта является референтной для расчетов в КФС. Стейблкойны сейчас – это предпочитаемый актив для расчетов на и между криптоплатформами, и часто служат залоговым обеспечением при кредитовании и трейдинге. Как стало ясно после недавних событий с крупнейшим стейблкойном, стейблкойны, привязанные к декретной валюте, очень уязвимы к «бегству». По этой причине жизненно важно, чтобы стейблкойны, которые объявляются погашаемыми по номиналу в декретной валюте по требованию, подпадали под пруденциальное регулирование, ограничивающее риск бегства и уязвимости платежной системы, которые такие частные деньги исторически демонстрировали.

Хорошо регулируемые стейблкойны могли бы привнести дополнительную конкуренцию в платежи, но они также несут другие риски. Есть риск фрагментации сетей стейблкойнов в закрытые экосистемы, т.н. «сады за стеной». Есть, наоборот, риск того, что возникнет один доминирующий стейблкойн, с учетом динамики по принципу «победителю – всё» в этой деятельности. На самом деле рынок сейчас очень концентрирован между тремя доминирующими стейблкойнами, и концентрация может вырасти в будущем. Три ведущих стейблкойна обеспечивают почти 90% транзакций, а два первых имеют 80% рыночной капитализации. С учетом фундаментальной роли декретной валюты, для будущей финансовой стабильности может стать преимуществом наличие нативной цифровой формы безопасных денег центрального банка—цифровой валюты центрального банка. Нативная цифровая форма денег центрального банка могла бы повысить стабильность, обеспечив нейтральный облеченный доверием слой расчетов в будущей КФС. Расчетный слой с нативными цифровыми деньгами центрального банка мог бы, например, облегчить интероперабельность среди хорошо регулируемых стейблкойнов, предназначенных для разных конечных применений, и дать возможность появления децентрализованных, кастомизированных и автоматизированных продуктов частного сектора. Это было бы естественной эволюцией комплементарности между государственным и частным секторами в платежах, гарантируя доверие публики в конвертируемости один-к-одному как денег коммерческих банков, так и стейблкойнов, в безопасные деньги центрального банка.

Совершенствование риск-менеджмента и комплайенса

Крипто и финтех внесли конкуренцию и привлекли внимание к тому, как инновации могут помочь увеличить инклюзивность и решить другие досадные проблемы в финансах сегодня. Медленные и дорогие платежи особенно неприятны для домохозяйств с низкими доходами с негарантированными потоками дохода, которые полагаются на банковские переводы и пропускают платежи по счетам в ожидании перевода зарплаты или соцвыплат. Многие работающие люди не могут получить кредит, чтобы начать бизнес или решить экстренную проблему. Но, хотя инновации и конкуренция могут уменьшить затраты в финансах, некоторые виды затрат необходимы, чтобы поддерживать безопасность системы. Посредники зарабатывают доход в обмен на безопасное предоставление важных услуг. Кто-то должен нести затраты по оценке риска, поддержания ресурсов по ограничению этих рисков как в хорошие, так и плохие времена, соблюдению законов по предотвращению преступности и терроризма, а также обслуживанию менее искушенных клиентов справедливо и без эксплуатации. В текущей криптоэкосистеме часто никто не несет такие затраты. Поэтому, когда услуга кажется более дешевой или более эффективной, важно понимать, является ли это результатом истинной инновации или несоблюдения регуляторных требований. Так что, по мере развития этой сферы, есть смысл рассмотреть, существуют ли новые способы достижения целей регулирования в контексте новой технологии. Распределенные реестры, умные контракты и цифровая идентификация может позволить внедрить новые формы риск-менеджмента, которые поменяют распределение затрат. Возможно, в более децентрализованной ФС могут появиться новые подходы, как внедрить ответственность разработчиков протоколов и валидаторов сделок за то, чтобы финансовые продукты были безопасны и не нарушали законодательство.

Выводы

У инноваций есть потенциал сделать финансовые услуги быстрее, дешевле и инклюзивнее, и сделать это присущими цифровой экосистеме методами. Чтобы дать возможность ответственным инновациям процветать, требуется, чтобы регуляторный периметр включал КФС согласно принципу «одинаковый риск - одинаковый регуляторный результат», и чтобы новые риски, связанные с новыми технологиями, были надлежащим образом устранены. Важно, чтобы фундамент для надежного регулирования КФС был заложен теперь, до того, как криптоэкосистема станет настолько большой или взаимосвязанной, что это будет представлять риски для стабильности широкой ФС.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2022