Монетарная политика и ценовая стабильность

Речь председателя Совета Управляющих ФРС США
Джерома Пауэлла
на симпозиуме центральных банков по экономической политике, г. Джэксон-Хол (шт. Вайоминг)

26 августа 2022г.

Назад к Речам-2022

Спасибо за возможность выступить здесь сегодня.

На прошлых конференциях в Джэксон-Холе я говорил на широкие темы, такие как постоянно меняющаяся структура экономики и проблемы проведения монетарноц политики в условиях высокоц неопределенности. Сегодня мое выступление будет короче, тема более узкой, а мой месседж более прямым.

Главная и всеобъемлющая задача Федерального комитета по открытым рынкам (FOMC) сейчас – снижение инфляции до нашей целевой отметки 2%. Ценовая стабильность – это ответственность Федрезерва и является фундаментом нашей экономики. Без ценовой стабильности экономика не работает ни для кого. В частности, без ценовой стабильности мы не добьемся устойчивого периода сильного рынка труда, который выгоден всем. Бремя высокой инфляции особенно тяжело ложится на тех, кто менее всего способен его нести.

Восстановление ценовой стабильности потребует некоторого времени и требует активного использования наших инструментов, чтобы лучше сбалансировать спрос и предложение. Снижение инфляции, скорее всего, потребует определенного периода сравнительно низкого – ниже долгосрочного тренда – экономического роста. Более того, очень вероятно ухудшение условий на рынке труда. Хотя повышенные процентные ставки, медленный рост и снижение активности на рынке труда приведут к снижению инфляции, они в определенной степени будут болезненными для бизнеса и домохозяйств. Это цена уменьшения инфляции. Но если не восстановить ценовую стабильность, страдания будут гораздо выше.

Экономика США явно замедляется по сравнению с исторически высокими темпами роста в 2021, которые отражали открытие экономики после пандемического спада. Хотя последние экономические данные неоднозначны, по моему мнению, наша экономика показывает сильную базовую инерцию. Особенно силен рынок труда, но он явно разбалансирован, имея в виду, что спрос на работников существенно превышает предложение имеющейся рабочей силы. Инфляция остается гораздо выше 2%, и высокие цены продолжают распространяться по всей экономике. Хотя некоторое понижение инфляции в июле – хороший знак, улучшения за один месяц далеко недостаточно, чтобы Комитет убедился, что инфляция снижается.

Мы меняем нашу политику целенаправленно к уровню, где она станет достаточно ограничительной, чтобы вернуть инфляцию к 2%. На нашем последнем заседании в июле FOMC повысил целевой диапазон ставки на федеральные фонды до 2,25-2,5%, а это уровень, согласно Обзору экономических прогнозов (SEP), где ставка на федеральные фонды будет в долгосрочной перспективе. В текущих обстоятельствах, при инфляции гораздо выше 2% и исключительно сильном рынке труда, оценки того, какой уровень ставки будет нейтральным в долгосрочной перспективе – не то место, где мы должны останавливаться или делать паузу.

Повышение в июле составило 75 базисных пункта, во второй раз подряд, и я говорил тогда, что еще одно столь же резкое повышение может быть оправдано и на следующем заседании. Мы сейчас на полпути от заседания к заседанию. Наше решение в сентябре будет зависеть от всего объема входящих данных и развивающейся ситуации. В какой-то момент, когда монетарная политика еще более ужесточится, будет оправданным снизить темп повышения ставки.

Восстановление ценовой стабильности, скорее всего, потребует поддержания ограничительной монетарной политики в течение некоторого времени. История явно предостерегает от слишком раннего ослабления политики. Самые последние индивидуальные прогнозы участников Комитета показали медиану ставки на федеральные фонды чуть ниже 4% вплоть до конца 2023 года. Участники обновят свои прогнозы на сентябрьском заседании.

Наши обсуждения и решения по монетарной политике строятся на уроках, полученных из высокой и волатильной инфляционной динамики 1970-х и 1980-х, а также стабильно низкой инфляции последней четверти века. В частности, мы учитываем три важных урока.

Первый урок – то, что центральные банки могут и должны брать на себя ответственность за обеспечение низкой и стабильной инфляции. Может показаться странным сейчас, но когда-то работников центральных банков нужно было в этом убеждать. Как показал бывший председатель Федрезерва Бен Бернанке, обе эти позиции ставились под вопрос в период Великой Инфляции. Сегодня ответ на этот вопрос считается очевидным. Наша ответственность за обеспечение ценовой стабильности безусловна. Это верно, когда говорят, что текущая высокая инфляция – глобальное явление, и во многих странах инфляция еще выше или такая же, как у нас. Также верно, я считаю, что текущая высокая инфляция в США есть продукт высокого спроса и ограниченного предложения, тогда как инструменты Федрезерва работают в основном с совокупным спросом. Но все это не уменьшает ответственность Федрезерва за решение задачи достижения ценовой стабильности. Нам надо сделать спрос более умеренным, чтобы лучше сбалансировать его с предложением. И мы полны решимости сделать это.

Второй урок – это то, что ожидания публики относительно будущей инфляции могут играть важную роль в определении траектории инфляции во времени. Сегодня многие индикаторы показывают, что долгосрочные инфляционные ожидания стабильны. Это показывают опросы бизнеса, домохозяйств и прогнозистов, а также рыночные ндикаторы. Но это не должно привести к самоуспокоению, при том, что инфляция уже довольно долго держится выше целевого уровня.

Если публика ожидает, что инфляция останется низкой и стабильной со временем, тогда, при отсутствии крупных потрясений, так скорее всего и будет. К сожалению, то же верно и по отношению к высокой и волатильной инфляции. В 1970-е годы по мере роста инфляции ожидания высокой инфляции укоренились в процессе принятия экономических решений бизнесом и домохозяйствами. Чем выше росла инфляция, тем больше людей становилось убежденными, что она такой и останется, и встраивали это убеждение в решения по ценам и зарплатам. Как выразился бывший председатель Федрезерва Пол Волкер в пик Великой Инфляции в 1979 году: «Инфляция отчасти питает саму себя, поэтому составным элементом возврата к более стабильной и продуктивной экономике является слом ожиданий высокой инфляции».

Полезной для понимания того, как реальная инфляция влияет на инфляционные ожидания, является понятие «рационального невнимания». Когда инфляция устойчиво высокая, бизнес и домохозяйства должны уделять ей много внимания и встраивать инфляцию в свои экономические решения. Когда инфляция стабильно низкая, они более свободны, и могут уделять внимание дугим вещам. Бывший председатель ФРС Алан Гринспен выразил это так: «Для всех практических целей ценовая стабильность означает, что ожидаемые изменения в среднем ценовом уровне достаточно малы и постепенны, так, что они могут в целом не приниматься во внимание при выработке бизнесом и домохозяйствами своих финансовых решений».

Конечно, сейчас все обращают внимание на инфляцию, что подчеркивает особый риск – чем дольше продолжится этот период высокой инфляции, тем больше шансы, что ожидание высокой инфляции укоренится.

Это подводит нас к третьему уроку, который состоит в том, что не надо расслабляться, пока работа не будет сделана. История показывает, что в случае промедления цена в плане уровня безработицы, которую приходится платить за снижение инфляции, только растет, так как высокая инфляция все более укореняется в решениях по зарплате и ценообразованию. Успешная волкеровская дезинфляция в начале 1980-х последовала за несколькими неудачными попытками снизить инфляцию в предыдущие 15 лет. В конце концов потребовался длительный период очень ограничительной монетарной политики, чтобы справиться с высокой инфляцией и привеси ее к низким и стабильным значениям, которые были нормой до весны прошлого года. Наша цель – избежать такого развития событий, приняв решительные меры уже сейчас.

Этими уроками мы руководствуемся в нашей работе. Мы принимаем активные и энергичные меры для снижения спроса, чтобы сбалансировать его с предложением, и для удержания стабильных инфляционных ожиданий. И мы не остановимся, пока не будем уверены, что задача выполнена.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru

Контакты:
E-mail:  info@fedspeak.ru
Телефон: +7(910)466-7797
Copyright © 2022